Возрастные особенности дошкольников
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольник
технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен
критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка
непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о
здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего
необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней
гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о
своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические
умения по уходу за ним.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности.
Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия,
необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук.
некоторое преимущество перед мальчиками.
Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними,
пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным
объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра,
раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают
ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-
сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности.
Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив
психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Но в целом способность к произвольной регуляции выражена еще не активно и требует внимания взрослых.
Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже
отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении
собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого
человека.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных
психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный
слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют
обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров. Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное
общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое
взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с
детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их
полноценного развития.
Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших
индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется
многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р]. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских
рассказах.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры,
распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать
взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого
себя, своего Я.
Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами. Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и
взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные,
театрализованные игры, игровое экспериментирование.
Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет
Внимание
Выполнять задания, а также слушать, не отвлекаясь, около 15 минут.
Точно следовать инструкции при выполнении задания. Находить 5-6 отличий между
предметами и между двумя рисунками.
Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
Копировать в точности узор или движение.
Находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих
Выполнять упражнения на быстроту реакции. Например: «Услышишь правильный
ответ - похлопай в ладоши, услышишь неправильный ответ - потопай ногами».
Мышление
Группировать предметы по определённым признакам и называть каждую группу
обобщающим словом (мебель, обувь, животные).
Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.
Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.
Находить и объяснять несоответствия. Достраивать простейшую закономерность.
Определять последовательность событий.
Делать простейшие умозаключения, например, «Если папа выше сына, значит, сын...»;
«Две девочки рисовали ромашки, а одна колокольчики. Маша рисовала ромашки, Ира
рисовала колокольчики, значит, Катя рисовала...»
Придумывать название к картинке.
Память
Запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.
Запоминать на слух и повторять 5-7 цифр.
Запоминать и повторять 8-10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например,
медведь - малина, зима - снег, кошка - мышка и так далее.
Запоминать простейшие считалки и скороговорки.
Пересказывать небольшие рассказы, сказки; рассказывать стихи, передавать
содержание картинок. Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Развитие речи
Строить сложные предложения разных видов.
Образовывать новые словосочетания по образцу.
Составлять предложения из предложенных слов.
Объяснять смысл простейших пословиц, например, «Делу -время, потехе - час».
Составлять рассказы по одной картинке, а также по серии картинок.
Рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную
интонацию для выражения радости, грусти, возможно - жесты и мимику).
Глазомер, пространственная ориентация, мелкая моторика
Ориентироваться в тетради, используя понятия: «влево», «направо», «вниз», «вверх»,
«сверху вниз», «снизу-вверх», «слепи направо», «справа налево».
Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в
зависимости от формы изображаемого предмета.
Дорисовывать вторую половину заданного предмета.
С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные
линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей.
Различать предметы по размеру, форме, цвету.
Выполнять аппликации на бумаге как по образцу, так и самостоятельно.Вырезать
ножницами фигуру по данному контуру.
Располагать изображение на всем листе или в заданных местах: на одной линии, на
широкой полосе и так далее.
Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.
Окружающий мир
Называть свои имя, отчество и фамилию, возраст, а также ими, отчество и фамилию
своих родителей, домашний адрес.
Знать название города (села), в котором он живёт, а также название столицы своей
Родины. Знать название нашей планеты.
Знать названия основных профессий, их сущность и приносимую пользу.
Различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых. Отличать диких животных от
домашних, правильно называть их детёнышей.
Называть времена года, весенние, летние, осенние, зимние месяцы, части суток, дни
недели и их последовательность. Называть овощи, фрукты, ягоды, грибы; называть и
отличать садовые цветы от полевых; называть отличия деревьев от кустарников,
приводить примеры.
Называть явления природы, осадки.
Различать одежду, обувь, головные уборы.
Называть различные виды транспорта, а также технику (экскаватор, подъёмный кран,
комбайн, пылесос, мясорубка и другие).
Основы грамоты и математики
Делить слова на слоги (части) с помощью хлопков либо ударов ладони по столу.
Делить простые предложения на слова. Различать гласные и согласные звуки.
Определять количество и последовательность звуков в словах, например, таких, как:
«сок», «ноты», «суп», «дыра».
Знать цифры от 0 до 9, знаки « + », «-», «=».
Сравнивать числа в пределах 10 с использованием слов «больше», «меньше».
Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.
Уметь получать каждое число первого десятка путём прибавления единицы к
предыдущему числу или путём вычитания единицы из последующего числа.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Различать и называть плоскостные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник.
Художественно-эстетическое воспитание.
- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства.
- выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,
композиция).
- знать особенности изобразительных материалов.
В рисовании: - создавать изображения предметов (по представлению, с натуры);
сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлении природы, литературных
произведений); использовать разнообразные композиционные решения,
изобразительные материалы.
- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;
использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в
соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.
В лепке: - лепить предметы разно формы, используя усвоенные ранее приёмы и
способы.
- создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения
фигур.
- создавать изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации: - изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции,
используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги.